Арабо-мусульманская этика
Все основные доктрины арабо-мусульманской этики исходят из единого источника – Корана. Хотя в восточной этике были периоды, когда она развивалась под действием древнегреческих учений Платона, Аристотеля, представителей стоической школы, все же любое понятие в арабо-мусульманской этике рассматривалось через призму Корана.
Исходя из толкований Корана. Человек – наместник Аллаха на земле, весь мир создан для блага человека, он должен построить жизнь себе во благо, но так, чтобы не наносить вред природе и живому. Отсюда, главной этической проблемой мусульманина становится не рассматривать свое благо, как высшую ценность, а постоянно помнить об окружающих его людях и животных. Этические нормы не позволяли мусульманам бездумно разрушать постройки врага даже во время военных действий, поскольку разрушения – это вред.
В отличие от христианства, мусульманская этика не считала наличие плотских желаний чем-то постыдным. Главным было, чтобы в них была умеренность. Чрезмерное в мусульманстве заменялось синонимами гнусное, бесстыдное.
В связи с этим, по мнению мусульманских философов, достижение блага в земной жизни для человека вполне возможно. Необходимо лишь вернуться к своей изначально благой природе, которую сам человек и испортил. Это является главной целью земной жизни любого мусульманина. В мусульманстве эта цель носит название «фитра».
Грех рассматривается как не упорство в действиях. Страшен не он сам, а постоянство его совершения. При совершении греха покаяние – тауба и просьба Аллаха о прощении – истигфар также толкуются как не упорство.
К страданию мусульманство относится отрицательно. По мнению исламистских философов, оно вообще недопустимо, тем более за других. Скромность и кротость в мусульманстве не предусматривает крайностей. Это перекликается с призывом к умеренности во всем.
Лучшими качествами для мусульманина являются щедрость, богобоязненность, благочестие. Существует понятие «наблюдать Бога»,что значит соизмерять свою систему ценностей с его.
Недопустимым качеством для мусульманина определено, прежде всего, лицемерие – несоответствие внутренних убеждений и внешнего поведения. Это качество подвергается самому суровому осуждению.
В целом, мусульманская этика трактует отношение к человеку, как к божественному творению, в природе которого заложены черты Создателя, и которые он должен постоянно в себе развивать.