Главная » Религиозные этические доктрины » Этика эпикурейства


Этика эпикурейства


Warning: Use of undefined constant videoembedder_options - assumed 'videoembedder_options' (this will throw an Error in a future version of PHP) in /var/www/vh322158/data/www/ethicscenter.ru/wp-content/plugins/video-embedder.php on line 306

эпикурействоЭпикур в своем этическом учении попытался найти универсальное «лекарство для души», которое помогает сохранить душевное равновесие и избавляет человека от страданий. Противовес страданиям составляют удовольствия. Но они не должны быть абсолютными, чтобы не привести человека к крайностям. Удовольствия по Эпикуру должны ограничиваться двумя понятиями: умеренностью и иерархичностью.

Умеренность представляет собой то, самое малое, что может дать человеку ощущение счастья. Вода, чтобы утолить жажду, еда, чтобы утолить голод, крыша над головой, чтобы жить. Сама по себе умеренность и есть высшая добродетель, которая учит довольствоваться малым и воспринимать его как счастливый момент своей жизни.

Эпикурейство проповедует то, что все удовольствия должны выстраиваться в строгую иерархию. Самыми высшими признавались духовные удовольствия, которые могло обеспечить познание и занятие философией. Занятия философией по Эпикуру несли человеку здоровье его души.

Удовольствием Эпикур считал отсутствие страданий, которые бывают душевные и телесные. Человек должен научиться искать удовольствия в самом себе и окружающем мире, даже, если при этом у нет необходимых средств, чтобы купить их. Конечной целью удовольствия Эпикур считал и отсутствие у человека состояния страха. Он призывал не бояться богов, так как они не вмешиваются в судьбу человека, а также не бояться смерти, так как человек не может ощутить на себе это состояние – в сам момент смерти он уже ничего не ощущает.

Источником страха смерти Эпикур называет учения о бессмертии души и мучениях загробного мира. Он считал бессмысленными эти учения, так как, по его мнению, душа, как и тело, состоит из атомов, которые распадаются после смерти. Жизнь человека ограничивается моментом рождения и моментом смерти, а вокруг этого пустота.

Эпикурейство призывало людей разумно относится к удовольствиям, особенно тем, которые не представляют крайней жизненной необходимости и, которые при злоупотреблениях могут поставить человека на путь страдания. Среди таких удовольствий он называл увлечение красивыми вещами, обжорство и любовные утехи.

Была также группа удовольствий, которую эпикурейство призывало решительно обходить в течение всей жизни. Среди них: стремление к власти, желание славы. Эпикур призывал более думать о духовных, чем плотских удовольствиях.

Добродетель в эпикурействе является не самоценностью, а основным способом достичь счастья. Главное качество для понимания, в чем состоит счастье, отводится мудрости, которую нельзя достичь без занятий философией.



Еще статьи из этой рубрики: