Главная » Религиозные этические доктрины » Этика эвдемонизма по Сократу


Этика эвдемонизма по Сократу


Warning: Use of undefined constant videoembedder_options - assumed 'videoembedder_options' (this will throw an Error in a future version of PHP) in /var/www/vh322158/data/www/ethicscenter.ru/wp-content/plugins/video-embedder.php on line 306

эвдемонизмСутью сократовского эвдемонизма является мораль, построенная на неизменных и вечных ценностях, главной из которых есть мудрость. Через мудрость происходит познание этого мира и осуществляется деятельность человека, соответствующая предназначению Бога.

Моральные оценки, которые выносит человек, всегда противоречивы и ограничены его сознанием. Это происходит, вследствие, нежелания познавать сущность вещей и человеческой невежественности.

Смысл жизни по Сократу – это поиск счастья. Счастье составляет высшее благо человека, а достичь его помогает система этических взглядов. Другими словами, счастье – высшая цель, этика – главное средство его достижения. Сократ считал, что счастья может достичь только высокоморальная личность. Жизнь в счастье предполагает спокойствие и благоразумие, которое достигается с помощью знаний и сознательных размышлений. По Сократу моральные нормы отождествляются с разумностью человека.

Эвдемонизм Сократа строится на определении самоценности морали. Не мораль подчинена естественному стремлению человека к счастью, а наоборот счастье человека зависит от добродетельности человека. Поэтому главной задачей этики Сократ считал помощь человеку в желании стать добродетельной личностью. Этика Сократа является рациональной и предполагает конкретные действия на пути достижения высшей цели.

Основой моральности человека является знание. Каждая добродетель подразумевает определенное знание. Знание ассоциируется с моральностью, отсутствие знаний – аморально. Знание и добро совпадают по своему предназначению на пути к достижению счастья. Нравственные истины должны пройти сквозь сознание человека, чтобы добродетели принимались им осознанно.

Процесс нравственного воспитания предполагает, прежде всего, самообразование и саморазвитие, которое длится в течение всей жизни человека.

В центре внимания этики Сократа находится человек. Сократу были чужды метафизические воззрения, считавшие, что главным источником нравственности человека является Бог. Не верил он и в ведущую роль природы для формирования этических взглядов человека. Главной мыслью его учения стала фраза: «Познай самого себя!». Познать самого себя, значит определить себя как общественное и нравственное существо, стать настоящей личностью, определить свое место в жизни, как человека. Главную цель исследований Сократа составляла этика.



Еще статьи из этой рубрики: