Главная » История моральных и этических учений » Индийская этика


Индийская этика

этика индииОсновы индийской этики на протяжении многих веков развивались, базируясь на учениях 2-х основных школ: ведической и не ведической. Каждая из школ имела внутренние течения, которые разрабатывали и применяли те или иные основополагающие принципы базового учения. Ведическая школа имеет более длительную историю, первые упоминания о ней относят к 10 в. до н. э. Учения не ведической школы впервые появляются в 5 в. до н. э. И та и другая школы закрепляли в учениях сформированные взгляды на устройство мира, положение в нем человека, а также содержали моральные принципы поведения в обществе.

Этика Индии и учения.

1. Брахманизм – основа учения ведической школы. В этом учении было закреплено кастовое устройство общества. Оно утверждало для своих последователей доминирование потустороннего мира над земным, отказ от материальных благ, самоусовершенствование через специальные техники познания самое себя, расплату за грехи на основе учения о карме. На брахманизм опирались все последующие течения ведической школы.

2. Ньяя – ведическое течение, учившее избегать страданий вследствие отречения от мира.

3.Санкхъя  — ведическое течение, обучавшее техникам самопознания.

4. Миманса – ведическое течение, которое обосновывало философию знания и заставляло своих последователей строго исполнять моральные правила и нормы.

5. Йога – ведическое течение, обучающее самоуглублению вследствие отречения от мира и аскетического образа жизни.

6. Веданты – ведическое течение, представляющее собой некий синтез брахманизма с религиозными учениями. Это течение опиралось на священные тексты – веды, где велось толкование изречений о  Брахмане и Атмане. Эти тексты содержали моральные правила поведения в обществе, обучали принципам безгреховной жизни, которые необходимо было строго соблюдать, чтобы не понести кармическую расплату. Высшей целью учения был возврат человека в лоно Брахмана.

Учения не ведической школы.

1. Джайнизм – учение, критикующее кастовость общества и учение о Брахмане. Оно также отрицало наличие богов и потустороннего мира. Представители этого учения считали, что мир появился сам собой. Иными словами они были атеистами. Джайнисты считали счастье основной этической категорией, которую можно было достигнуть только путем отказа от страстей, насилия и материальных благ.

2. Червака Локаята – единственное ведическое учение, критикующее аскетизм и призывающее получать удовольствия от жизни. В этом последователи этого учения видели путь освобождения от страданий, они также отрицали загробный мир и бессмертие души.



Еще статьи из этой рубрики: