Архив для категории: История моральных и этических учений
Современная этика 19-20 века
Конец 19 и 20 век стали переломными и трагическими для всего человечества: революции, мировые войны, деление мира на 2 враждебных лагеря. Это, конечно, отразилось на развитии современных этических концепций. Самыми распространенными стали всего 2 из них: этика насилия и этика ненасилия.
Современная этика насилия. Выражателями идей насилия стали: Карл Маркс, Ф. Ницше и Е. Дюринг. Дюринг и Ницше отводили насилию решающую ...
Русская этика 19-20 веков
В 19 веке Россия встала перед выбором пути развития. Западники склоняли ее к европейскому вектору развития, славянофилы твердили о самобытности страны и необходимости следовать своим путем. В борьбе этих 2-х направлений особое внимание стало уделяться нравственности и ее истокам. Это и определило развитие русской этической мысли в 19 веке как поиск нравственного начала.
Автором славянофильской идеи считается Петр Чаадаев. Он утверждал, ...
Этика Возрождения, Реформации, Нового времени
Этика Возрождения. В эпоху Возрождения возникает этика, главное направление которой – человек с его помыслами и устремлениями. Концепция данного учения признавала конечность жизненного пути человека, и бесконечность его духовного начала.
Человек рассматривался как венец Божьего творение, личность, через которую выражается сила и мощь природы. Мораль приписывала человеку постоянное духовное совершенствование, самоутверждение и развитие творческих сил. Выразителем идей наличия у человека крепкого ...
Арабо-мусульманская этика
Все основные доктрины арабо-мусульманской этики исходят из единого источника – Корана. Хотя в восточной этике были периоды, когда она развивалась под действием древнегреческих учений Платона, Аристотеля, представителей стоической школы, все же любое понятие в арабо-мусульманской этике рассматривалось через призму Корана.
Исходя из толкований Корана. Человек – наместник Аллаха на земле, весь мир создан для блага человека, он должен построить жизнь себе ...
Средневековая этика
Основой этики Средневековья становится Евангелие – Новый завет в библейском изложении, появляется новый нравственный идеал – Иисус Христос, который являл пример идеальной земной жизни. Согласно новой этической доктрине движущей силой духовного развития человека становится не знание, а его морально-нравственные качества. Развитие этих качеств определяет дальнейшее получение человеком знаний.
Учение Иисуса Христа основано на том, что главной движущей силой каждого человека должна ...
Античная этика
В ранних трудах античных ученых этика была неразрывно связана с философией. Эти труды отдавали большее предпочтение проблемам устройства мира, космичности человека, его места в этом космосе. Затем, когда многие греческие города стали самостоятельными полисами, в которых утвердилось демократическое устройство, ученые стали уделять внимание морально-этическим проблемам поведения человека в обществе и постепенно античная этика стала определяться в самостоятельную науку. Произошло это ...
Иудаизм
Этика иудаизма основана на вере в единого бестелесного Бога - вседержителя мира и на его отношениях с избранным еврейским народом посредством заповедей. Основных заповедей, которые получил пророк Моисей на горе Синай -10. Однако Бог продолжал обучение своего народа, которое вылилось еще в 613 заповедей, регулирующих отношения человек – Бог и человек – человек. Все эти заповеди записаны в первых 5-ти ...
Китайская этика
Китайская этика развивалась на основе древних текстов «Книги перемен». Согласно учению, содержащемуся в этой книге, все мироздание зиждется на двух равноправных началах – инь и янь, и все процессы, происходящие в природе и обществе, представляют собой особые комбинации этих начал. Поэтому китайская этика не содержит определенного ряда морально-этических правил и норм, а их множество, на самые разные случаи жизни. Другими ...
Индийская этика
Основы индийской этики на протяжении многих веков развивались, базируясь на учениях 2-х основных школ: ведической и не ведической. Каждая из школ имела внутренние течения, которые разрабатывали и применяли те или иные основополагающие принципы базового учения. Ведическая школа имеет более длительную историю, первые упоминания о ней относят к 10 в. до н. э. Учения не ведической школы впервые появляются в 5 ...