Кальвинизм
Ж. Кальвин продолжил развитие движение Реформации, но некоторые его трактовки не совпадали с учениями Мартина Лютера. Хотя Кальвин и признавал Библию главным учением любого христианина, в 1536 году он издает «Наставления в христианской вере», где были изложены основные принципы, разработанного им религиозно-философского течения.
Кальвин изложил свой подход в вопросах христианского призвания человека и целей его жизни. По мнению Кальвина, Бог призывает каждого человека для того, чтобы он реализовал предназначенную ему судьбу. Причем судьба каждого человека четко предопределена и он не может повлиять на ее течение. Определение судьбы происходит через дар Веры. Одни люди рождаются с предопределением благополучной земной жизни и счастья в жизни загробной, другие, чтобы вести жизнь полную земных страданий, которые продолжаться и после его смерти. Это окончательный приговор и человек никакими добрыми делами или жертвами во имя ближних не способен его изменить.
Приговор Бога можно распознать по следующим признакам: если христианин проявляет искреннюю веру в Бога, понимает свое предназначение, упорно трудится и достигает материального благополучия – он избранный для райской жизни. Напротив, если он неправильно распоряжается судьбой и предназначением теряет благополучие и здоровье – он обречен на муки.
Человек ответственен перед Богом через ряд категорий: время, здоровье и собственность. Они считаются великими дарами Господа. Кальвин сделал дело служения Богу более приземленным, касающимся только материального мира.
Каждую минуту своей жизни человек несет ответ перед Богом. Сутью жизни человека становится его труд на благо своей семьи и общества. Труд – это своеобразная молитва во славу Бога. Трудится — значит выполнять заповедь любви к ближнему. Таким образом, отношение к ближнему – это также часть служения человека Богу.
Кальвинизм считает несовместимым внутреннее служение Богу с наличием излишка материальных благ и удовольствий. Его приверженцы проповедуют строгий аскетизм в быту, наличие только самых необходимых для жизни вещей.
Сутью учения Кальвина стал тезис – кто помогает себе сам, тому помогает Бог. Бог – главный источник нравственных качеств человека, который своей доброй волей должен эти качества реализовать в повседневной жизни. На сегодняшний день в мире проживает достаточно много приверженцев кальвинизма.