Китайская этика
Китайская этика развивалась на основе древних текстов «Книги перемен». Согласно учению, содержащемуся в этой книге, все мироздание зиждется на двух равноправных началах – инь и янь, и все процессы, происходящие в природе и обществе, представляют собой особые комбинации этих начал. Поэтому китайская этика не содержит определенного ряда морально-этических правил и норм, а их множество, на самые разные случаи жизни. Другими словами эта этика деятельная, недаром иероглиф, определяющий ее, имеет еще одно значение — ритуал.
Каждое явление общественной жизни представляет для китайцев ритуал с особым типом поведения, уместным только в данном случае. Чем больше человек постигал законы ритуального поведения, тем более успешным являлась его карьера и общественная жизнь.
Китайская этика развивалась в одном главном направлении – человек и общество. Этот социально-политический приоритет сформировался в условиях особой китайской государственности, которая представляла собой чиновничью пирамиду, где подняться на более высокую ступень положения предусматривало необходимость сдачи экзамена на знание ритуалов поведения.
Единственное качество, которое особо ценится китайцами и входит во все этические ритуалы – это уважение к старшим. Культ почитания старших по возрасту, общественному положению, почитание предков являются значимыми для всей культуры Китая.
Существовало несколько учений, которые обосновывали существование системы этических ритуалов. К числу наиболее значимых относятся:
1. Конфуцианство. Появилось приблизительно в 5 в. до н. э., основателем этого учения является Кун Фу-Цзы. Принципы его учения изложены в книге «Беседы и высказывания». Центральное понятие конфуцианства – «взаимная гуманность», которая выражается в принципе – поступай с другими так же, как хочешь, чтобы поступали с тобой. «Благородный муж», занимающий высокое положение должен показывать пример высокой нравственности, заботится о соблюдении ритуалов и правил и своим примером обучать других членов общества.
2. Даосизм. Относится к 6-3 в. до н. э. Основатель учения – Лао-Цзы, который обосновал основные его принципы в «Книге о дао и дэ». Дао – мировой закон жизни, которому человек должен полностью подчиняться, плыть по течению и не стараться вмешиваться в существующий порядок, чтобы не нарушить гармонию мира. Все действия человека подчинялись законам дао, требовали соблюдения множества конкретных ритуалов.
3. Легизм или школа «законников». Учение появилось в 4-3 в. до н. э. Представители его не верили, что моральные принципы могут спасти от произвола чиновников. Главным они считали системы поощрения и наказания, отраженных в правовых законах, а также равенства всех членов общества перед ними.