Главная » Направления и школы философско-этической мысли » Конфуцианство


Конфуцианство

конфуцианство в китаеВозникло данное религиозно-философское течение в 4-5 в. до н. э., его создатель китайский мудрец Кун Фу-Цзы, более известный в европейской интерпретации как Конфуций. Конфуцианство в Китае являло собой дополнение понятий даосизма и их развитие в общественной жизни.

Основы конфуцианства изложены в 2-х канонических текстах: «Пятиканоние» и «Четверокнижие». Самые известные из них канонические тексты 3-ей книги «Четверокнижия», названной «Книгой бесед и суждений». В этой книге отражается сама суть учения Конфуция.

Конфуцианство в Китае не выдвигает каких-то новых принципов в отношении к окружающему миру, оно как бы подводит итог всего духовного опыта жизни Китая, основой которого, по его мнению, является гармония человека с этим миром.

Ключевыми концепциями конфуцианства являются «хэ», «жэнь» и «ли». «Хэ» — социальная категория, определяющая ритуалы поведения человека в обществе. Здесь в культ возведено почитание старших – по возрасту и положению. Эта категория определяет и традиционное для Китая почитание духов предков.

«Жэнь» — категория, определяющая человечность. Смысл жизни каждого человека состоит в служению людям и обществу. Идеалами этой категории стают любовь и искренность в общении с другими людьми, сознательный труд на благо всех и внимательное отношение к своей семье. У Конфуция описан идеальный человек, названный им «благородный муж». Он обладает такими качествами, как искренность, радушие, храбрость, решительность, уважение. Такой человек сначала обдумывает свои слова и поступки, а затем решительно действует. Ему свойственно доброе и уважительное уважение к другим людям и равнодушие к материальным благам и человеческим страстям.

В отличие от даосизма, конфуцианство предлагает активную жизненную позицию и настаивает на постоянном приобретении знаний. Знание – высшее стремление человека, через которое ему открывается мудрость и категории конфуцианства. Познание самого себя – познание этических норм поведения в обществе – искреннее и самоотреченное служение этому обществу, вот путь человека у Конфуция.

«Ли» — категория, обозначающая ритуал. К ритуалу у китайцев священное отношение. Считается, что он существует сам по себе, как часть этого мира. Люди, участвующие в ритуале должны проникнуться особой искренностью и относится к нему со всем вниманием и серьезностью.

Ритуалы проводятся людьми, которые их внимательно изучили, а «духов предков» по традиции вызывает старший мужчина семьи. Конфуцианство и поныне занимает значительное место в культуре Китая.



Еще статьи из этой рубрики: