Любовь, как главная заповедь в жизни человека
Заповедь любви, как приоритет в человеческой жизни была провозглашена Иисусом Христом в его знаменитой Нагорной проповеди. До этого в Моисеевом законе были записаны два повеления любви для человека: любовь к Богу и к человеку. Однако повеления Иисуса, а затем и апостола Павла существенно расширяют ветхозаветное понятие любви. Они настаивают любить не только своих соседей, соплеменников, единоверцев и всех добрых людей, а также и своих врагов. Заповедь Иисуса развила и расширила понятие любви, изложенного в Моисеевом законе.
Заповеди любви содержатся не только в христианской этике, этому вопросу уделялось большое внимание в таких религиозно-философских учениях, как даосизм, джайнизм, буддизм. Но только в христианстве любовь представляет собой не только заповедь, а еще и главный жизненный приоритет – без любви к Богу нет любви к ближнему, равно как и любовь к ближнему осуществляется только через любовь к Богу.
Такая расстановка приоритетов является логически правильной и направленной. Согласно ей любовь к ближнему приобретает высший ценностный смысл, так как составляет главный нравственный принцип земного служения Богу. Благодаря этому, такие этические ценности, как доброжелательность и благотворительность являются осененными высшим принципом.
Любовь к Богу и любовь к ближнему при всей разнице устремлений действуют целостно и взаимосвязано. Любовь к ближнему, исходя из любви к Богу, становится осмысленной и целенаправленной, однако и милосердие не может существовать само по себе, оно является сознательным усилием для определенного типа действий, которое строится на желании соответствовать высшему нелицеприятному милосердию Бога. Христианской любви, таким образом, претит самолюбие, как качество, возведенное в ранг абсолюта.
В истории развития философской науки, заповеди любви также получили всесторонний анализ. Они признавались большинством ученым. Правда, одни видели путь в переосмыслении христианской любви. Им виделось, что любовь, как принцип, является недостаточным основанием для объяснения всех нравственных мотивов и устремлений человека. Любовь, казалась понятием больше из области чувств и желаний, порой не поддающихся объяснению. Другие ученые видели в воплощении в жизнь принципа любви человеческий долг. Любовь ими связывалась с такими понятиями, как милосердие и сострадание. Долг каждого человека состоял в том, что через эти качества нести любовь в мир. Третьи ученые обосновывали наличие разных видов любви, имеющих в основе желания человека.
Любовь к ближнему – это проявление высших моральных и нравственных качеств, которые отличаются чистотой, бескорыстием и самоотверженностью. Она истинна, благостна и искренна и несет добро, благоразумие и милосердие. Такая любовь не слова, а способ жизни человека, определяющий его поведение.