Мораль тоталитаризма
Особой по своему содержанию является мораль при тоталитаризме. Основными признаками тоталитарного общества является непомерно высокая роль государства во всех сферах общественной жизни — оно устанавливает жесткий контроль в экономике, политике, культуре. Базой существования такого государства есть особая идеология, которая опирается на разработанные догмы. Идеология тоталитаризма внушает человеку мысль о господстве в его жизни интересов государства. В обществе действует установка – на первом месте интересы государства, а личное остается на потом. Государственные ценности преобладают над личными, именно такой порядок, по мнению идеологов тоталитаризма, приводит к согласию всех членов общества и делает их успешными и счастливыми.
Для тоталитаризма характерно наличие сразу двух моралей. Одна мораль – внешняя, показушная, для парадов и трибунных речей. Она провозглашает наличие в обществе нравственных ценностей к каковым относятся патриотизм, взаимопомощь, развитое чувство долга и ответственности, равноправие и справедливость.
Вторая мораль – внутренняя, существующая на уровне сознания каждой личности. Так как для тоталитаризма свойственно наличие государственной бюрократической верхушки, имеющей доступ к национальным богатствам, то для такой морали свойственно оправдание существующего порядка. Приоритетными нравственными категориями становятся лицемерие, лесть, культ начальника, корыстолюбие и властолюбие. Для бюрократической верхушки оправдывается вещизм и стяжательство, между тем, как другим членам общества внушается отвращение к личному материальному благополучию.
Тоталитаризм разрушает идею о наличии частной собственности. Под запретом находится индивидуальная предпринимательская деятельность, направленная на удовлетворение собственных материальных интересов. Человек не имеет доступа к результатам своего труда и их распределению. У людей пропадает стимул для дальнейшего роста и личностного развития. Они становятся апатичными, безынициативными, обладающими психологией иждивенчества.
Тоталитаризм сводит личность человека к положению «массы» в государственном маховике. Личность теряет собственную ценность и неповторимость. Номенклатурный слой общества приобретает над личностью неограниченную власть. Ему дается право решать человеческие судьбы, вплоть до лишения человека жизни, притянув к этому процессу общественную мораль, действуя с одобрения общества. В итоге в обществе начинает главенствовать страх, у людей теряется чувство собственного достоинства, развивается желание выслужиться, чтобы не постичь участи быть раздавленными номенклатурой.
Тоталитаризм контролирует все сферы общества, в том числе и нравственные устои. Для него свойственно подавление любых демократических взглядов и ценностей.