Слабые школы примкнут к сильным с согласия самих школ и родителей

Мэр Москвы Сергей Собянин сообщил о том, что все решения об объединении школ будут приниматься только с согласия самих школ и родительских комитетов. Причем, это касается и тех ситуаций, когда речь идет о присоединении сильных школ к слабым.
Надо помнить о том, что при объединении школ есть примеры того, что учащиеся и учителя держатся обособленными группами, а в объединенных школах приходится делить этажи и туалеты, чтобы дети не дрались на переменах. Слияние чаще всего происходит автоматически. Плюс ко всему – законодательство сейчас не готово к этому, потому что учителей слабой школы никто не вправе увольнять.
Если они не справляются с работой в старой школе, то нет никакой надежды на то, что справятся в новой. Учителям сильных школ, в свою очередь, не интересно тратить силы на слабые классы. Объединение может стать эффективным только тогда, когда администрация имеет полную свободу при формировании школьного коллектива. Плюс ко всему объединенные школы часто располагают в разных зданиях, из-за чего дети вынуждены ездить к месту учебы или переходить дорогу, что вызывает возмущение учителей.
Считается, что в больших школах проще создавать условия для организации дифференцированного обучения. Однако в случае объединения сильной и слабой школ больше профилей не станет. Даже в случае объединения двух сильных школ не всегда можно ожидать положительного эффекта, потому что большие школы часто превращаются в конвейеры, которые обезличивают детей. В крупных школах невозможен индивидуальный подход.
Чтобы избежать американской модели школы, где любой душевный разговор причисляется к домогательствам, нужно заменить тотальный контроль школ и преподавателей на рамочные требования. То есть, необходимо судить об эффективности школ не по отчетам, а по конечным результатам. Но, главное, нужно прислушиваться к учителям и директорам, о мнении которых в ходе модернизации часто забывают. Известно, что даже лучшие реформы нельзя воплотить в жизнь, если их не понимает и не принимает педагогическое сообщество. И обязательно нужно разрешить объединение самостоятельных авторских школ.