Славянофильство
Славянофильство, оно же славянолюбие, являлось самым значимым течением русской философии в 30-60-х годах 19 века. Это был период определения дальнейшего пути России, осмысления ее роли и места в мировой истории. Начало этому течению положили «Философские письма» Чаадаева, который задал дискуссии о месте России вектор Россия – Европа. Оно существовало в противовес западничеству, представители которого видели путь России в интеграции с европейским. Понятия «славянофильство» и «западничество» в большей мере являются условными. Не всегда славянофилы восторгались всем русским, точно как западники не призывали бездумно копировать Европу.
В славянофильстве существовал ряд течений, представители которого по-разному рассматривали некоторые его аспекты. Официальные славянофилы, к числу которых относятся М.П. Погодин и С.П. Шевырев, оправдывали через идеи славянофильства официальную политику и церковное устройство. По мнению славянофилов, западный путь развития неприемлем для Росси, которая стоит на 3-х китах: Православие, Самодержавие и Народность.
«Старшие славянофилы», к числу которых относятся Хомяков, Киреевский и Аксаков, несколько по-иному трактовали эту триаду. По их мнению, православие являло главный нравственный стержень для развития всего общества, так как оно истинное христианство, пришедшее из Византии и не переосмысленное западными теологами и философами. Царь несет на себе бремя греха власти, но делает это осознанно в интересах всего народа. Истинная народность состоит в соборности, солидарности, создании общин, как национального уклада жизни. Познание бога идет через единство чувств, разума и воли. Из-за развития идей народничества не совпадающих с официальной политикой, резкой критикой крепостного права и активное участие в движении за его отмену труды «старших славянофилов» были запрещены.
Славянофилы были противниками насильственного изменения жизни людей путем социальных революций, критиковали они и западный капитализм, считая его угрозой, приводящей к разложению общества. Славянофилы наивно считали, что особый оригинальный путь развития России спасет запад от духовной смерти.
Патриотизм славянофилов не имел ничего общего с национализмом. Они видели благо для человека, если он вернется к своим истокам, своему культурно-историческому наследию, памятникам, идеалам. Только тогда он сможет сознательно отдавать все свои силы на благо всего общества.