Стоицизм
Стоицизм – философская школа, которая появилась в эпоху зарождения древнегреческой цивилизации и просуществовавшая до самого конца периода античности. Название школы происходит от портика «живописная Стоя», где собирались ее родоначальники. Суть этого учения состоит в поиске источника добродетели, заложенном в каждом человеке. Все люди равны перед космосом, каких бы вершин они не достигли, космос вершит судьбы людей – он и есть главный закон. Все люди граждане этого космоса, а значит, у каждого есть равные возможности в познании себя, в поиске добродетели и жизни, согласно этой добродетели.
В истории развития стоицизма разделяют 3 периода: Древняя Стоя (3-2вв. до н. э.), этот период связан с родоначальником стоицизма Зеноном Китийским, Средняя Стоя (2-1 вв. до н.э.), представители которого принесли идеи стоицизма в Древний Рим и Поздняя Стоя (1-2 вв. н.э.) – самый интересный период, связанный с учениями римских ученых Сенеки и Марка Аврелия.
Главная идея стоической этики заключается в желании жить в согласии с природой и самим собой, ведь человек не в силах изменить законы космоса. Любое нравственное действие сохраняет и развивает его, напротив грех и зло разрушают и ведут к смерти. Человек, достигший согласия и есть благо для всех членов общества. По мнению стоиков, если все члены общества заняты поиском добродетели, то такое общество самое гармоничное и развитое.
Все вещи в мире делятся на добрые, злые и безразличные. Людям следует остерегаться крайностей, к каковым относятся: удовольствие, отвращение, страх и вожделение. Чтобы успешно избегать зла и крайностей стоики предлагали вести жизнь в аскетизме, довольствуясь только самым необходимым для нее.
Отрешенность от внешних страстей и удовольствий – это путь у внутренней свободе. Человек, таким образом, понимает самого себя и свои поступки. Поступки делятся на плохие, хорошие и средние (нейтральные). Совершать поступки люди должны исходя из собственной природы, согласуясь с внутренними желаниями.
Путь познания себя и поиск добродетели связан со знанием, которое человек должен получать в течение всей своей жизни. Согласно Сенеки – «знание, это добро, а незнание – зло». Знание законов природы, общественной жизни, изучение культурного опыта способствует развитию личности человека, приближает его к Богу и помогает поиску добродетели.
Смерть стоики не считали злом, напротив, она была выходом для людей, которые не могли жить достойно. В этом случае достойная смерть искупала все.
В самых трагических периодах жизни и в самых тяжелых ситуациях стоицизм позволял сохранить свою нравственность и достоинство, а также принимать мир таким, каким он есть. Долгое время стоицизм был основной религией древнего Рима.